Путешествие пешком
доставляет удовольствие!
Главная / Ленинградская область  / Ломоносовский район

Пешком: форт Красная горка - Лебяжье, Лоцманское поселение

Начало маршрута - пос. Лебяжье
Окончание маршрута - ж\д платформа Чайка (Балтийское направление)
Протяженность - 11 км   Карта

Пеший маршрут недалеко от Петербурга. В начале прошлого века на высоких береговых уступах Финского залива, для защиты Петербурга с моря напротив друг друга были построены два форта - Красная Горка на юге и Ино на севере. Форт Красная Горка сохранился значительно лучше, крупнокалиберные орудия выглядят вполне готовыми к бою.
Затем, пляжами и улицами пос. Лебяжье, мимо парка "Поляна Бианки", дойдем до бывшего Лоцманского поселения.
При желании и удаче, можно посетить "площадку хранения" множества паровозов и тепловозов и даже посмотреть на работающий паровоз.

Маршрут  Наверх

фото: Высокий берег Финского залива в районе Лебяжьего
Береговой уступ Финского залива в районе пос. Лебяжье
Пеший маршрут можно начать от авт. остановки Красная Горка. Идем в сторону залива до самого берега, он в этом месте высокий и обрывистый, хороший обзор. Возле памятника морякам-артиллеристам сворачиваем налево, еще метров через 200 дорожка приводит к сооружениям форта.

Форт Красная Горка хорошо (по сравнению с прочими многочисленными фортами, окружающими Петербург) сохранился, обсуждается возможность сознать на его территории музей. Пока группой энтузиастов организован частный неформальный музей в помещении бывшего убежища для солдат, собрано много экспонатов. Для нас там как-то провели интересную экскурсию, детям дали подержать винтовки, примерить каски - впечатляет!

Территория форта Красная Горка довольно обширна и живописна, вокруг густой сосновый лес. Сохранилось несколько подземных укреплений, орудийные позиции. Подробно про его военную значимость можно прочитать на многих тематических интернет-ресурсах.

фото: Крупнокалиберное орудие форта Красная Горка
Крупнокалиберное орудие форта Красная Горка на ж\д транспортёре
Вдоволь насладившись боевой мощью форта, продолжаем пешеходный маршрут. Идем обратно, в сторону Санкт-Петербурга, вдоль высокого берега Финского залива к поселку Лебяжье. Возраст этого небольшого поселка почти 500 лет, когда-то он был шведским рыбацким поселением. Забавно, что его название, видимо, произошло вовсе не от лебедей, которые и вправду здесь останавливаются на пути своих сезонных миграций, а по созвучию с его исконным шведским названием Lebasia by, что впрочем значит примерно то же - отдых.

В поселке несколько интересных достопримечательностей. На побережье находится особо охраняемый природный объект - Поляна Бианки. Небольшое пространство ненарушенной природной территории сохраняется в честь и память известного детского писателя Бианки, написавшего здесь свои первые рассказы.
Имеется также памятник М. Е. Салтыкову-Щедрину, также некоторое время владевшему здесь имением.

В восточной стороны поселка еще сохранилось несколько типовых деревянных домов лоцманского поселения XIX века, а также две церкви - каменный храм и деревянная школа-церковь, обе, конечно, Никольские, построенные во времена принадлежности этой земли лоцманскому цеху.
фото: самый старый экспонат площадки - паровоз серии Э 1013 г.
Паровоз серии Э 1013 г.
фото с сайта miniaviamodel.ru/viewtopic.php?id=2137, авт. Eugenius

Еще одно интересное место - огромный музей паровозов и прочей исторической железнодорожной техники возле ж\д станции Лебяжье. Музей находится в полукилометре от ж\д станции, и не слишком известен, да фактически он и не музей, а "Фондовая площадка "Пионерский парк". Отличие от музея в том, что транспорт здесь лишь хранится, и территория не приспособлена для осмотра - нет необходимых удобств, персонала и т.д.

Прошлым (2014г.) летом к уникальным паровозам и локомотивам можно было попасть каждую первую субботу месяца, в составе экскурсии (можно было присоединиться на месте), в 11 и 13 часов. В оплаченное удовольствие входило также наблюдение работающего паровоза! - Су 206-56, он пыхтел и свистел и ехал на радость детям, и даже можно было, постояв в очереди, залезть в его кабину. Всего здесь сохраняется около 50 паровозов (в т.ч. Э-918 (1913 год), Су206-56 (1935 год)) и тепловозов (в т.ч. Да20-031 (1944 год), ТЭМ1-0484 (1960 год), ТЭП60-1171 (1984 год)). Одно огорчает - состояние "экспонатов" печально, денег на их консервацию. как водится, не хватает, и долго ли они еще продержатся при нашем климате...

Информация:
http://cmzt.narod.ru/index/exposure/0-4
сайт Центрального музея железнодорожного транспорта, Санкт-Петербург

Фотографии  Наверх
фото: Высокий берег Финского залива в районе пос. Лебяжье
Высокий берег Финского залива в районе пос. Лебяжье
фото: Памятник героическим морякам-артиллеристам
Памятник героическим морякам-артиллеристам
фото: Крупнокалиберное орудие форта Красная Горка на ж\д транспортёре
Крупнокалиберное орудие форта Красная Горка на ж\д транспортёре
фото: На орудие можно залезть, все потрогать и покрутить, посидеть на сиденье наводчика, и желающие всегда находятся
На орудие можно залезть, все потрогать и покрутить, посидеть на сиденье наводчика, и желающие всегда находятся
фото: Орудийная позиция
Орудийная позиция
фото: Огневые позиции были соединены бетонированными подземными галереями, фрагменты которых сохранились и доступны для осмотра.
Огневые позиции были соединены бетонированными подземными галереями, фрагменты которых сохранились и доступны для осмотра.
фото: Внутри подземного укрепления
Внутри подземного укрепления
фото: Каменная Никольская церковь пос. Лебяжье
Каменная Никольская церковь пос. Лебяжье
фото: Деревянная Никольская домовая церковь-школа
Деревянная Никольская домовая церковь-школа
фото: Памятная табличка писателя Валентина Бианки
Памятная табличка писателя Валентина Бианки
фото: Колодец возде заброшенной платформы Красная Горка
Колодец возде заброшенной платформы Красная Горка
фото: Паровоз серии Э 1013 г.<br> фото с сайта miniaviamodel.ru/viewtopic.php?id=2137, авт. Eugenius
Паровоз серии Э 1013 г.
фото с сайта miniaviamodel.ru/viewtopic.php?id=2137, авт. Eugenius

История  Наверх

Форт Красная Горка


Форт Красная Горка был построен в 1909-1915 годах. Строился одновременно с фортом Ино, который располагался напротив, на противоположном берегу Финского залива. Эти два форта должны были полностью простреливать Финский залив и таким образом защищать Санкт-Петербург от нападений с моря.
фото: 305-мм установка ТМ-3-12 на транспортере
305 мм орудие на ж\д транспортёре. фото 2014 г.
Форт участвовал в боевых действиях во время Гражданской войны - в основном на стороне большевиков; Второй мировой войны - в составе Ораниенбаумского плацдарма.

Орудия форта могли перемещаться на платформах по специально проложенным железнодорожным путям. Стационарные огневые позиции были соединены бетонными подземными коридорами.

Сейчас вход на территорию форта свободный, здесь бывает много посетителей. Обсуждается проект устройства здесь музея, придания статуса Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На территории имеется частный музей военной истории края, обычно летом в выходные "хозяин" бывает где-то поблизости.

Информация с сайта
wikipedia.org Информация по теме
http://krasnaya-gorka.sbor.ru/



пос. Лебяжье, Лоцманское поселение

Первое документальное упоминание о селении Лебяжье (по-шведски Lebasia by) относится к 1612 году. Тогда это была территория Швеции, позже в результате Северной войны Петра I, эта часть побережья Финского залива стала принадлежать России. Сперва эта земля была подарена Петром I фельдмаршалу Шереметеву. Позже имение несколько раз переходило из рук в руки, одним из хозяев был писатель М. Е. Салтыков-Щедрин.

фото: Никольская Купеческая церковь в Лебяжьем. Ломоносовский район Ленинградской области
Никольская Купеческая церковь в Лебяжьем.
авт. Бобров М. С. фото 2009 г.
фото с сайта http://temples.ru
Значительное событие в истории селения произошло в 1860 году, когда был учрежден Цех морских проводчиков (лоцманов). Для развития их кастовости и преемственности была выделена земля на окраине пос. Лебяжье для их компактного проживания. Так на окраине Лебяжьего (со стороны Петербурга) возникло Лоцманское селение. Здесь работала крупнейшая в России лоцманская школа.

Имелись два православных храма - каменная Никольская Купеческая церковь, построенная в 1912 году (ее современный адрес - Приморская ул., 18) и деревянная домовая церковь-школа 1902 года постройки. Оба они сохранились и сейчас являются действующими.
фото: лоцманская домовая церковь
Домовая церковь во имя Святителя Николая Чудотворца
авт. фото архитектор Сергей Дунаев, фото с сайта wikimedia.org















Еще одна достопримечательность пос. Лебяжье - это расположенная в на его северо-западной части прибрежная зона отдыха под названием "Поляна Бианки". В начале XX века, семья Бианки проводила здесь каждое лето. Рассказы о природе Виталия Бианки, например, "Лесная газета", любимы многими поколениями детей. Природа Лебяжьего описана в первых рассказах писателя: «Морской чертенок», "Одинец", и еще "Чайка на взморье" - про возвращение в родные места спустя многие годы.
фото: обложка  пластинки В. Бианки Лесная газета
Виталий Бианки "Лесная Газета" (обложка пластинки)


Сейчас (в 2008 г.) эта часть берега имеет статус "Особо охраняемая природная территория". На прибрежных отмелях останавливаются на отдых перелетные птицы - лебедь-кликун, чернозобая гагара и полярная крачка, встречаются птица скопа, орлан-белохвост, кроншнеп и др.

Можно увидеть редкое (занесен в Красную книгу) растение "Дерен шведский" - небольшой стелящийся кустарничек с белыми цветами, встречается на Дальнем Востоке и на севере европейской части России.
фото: Скопа охотится на рыбу
Хищная птица скопа во время охоты на рыбу
фото: Лебедь-кликун в пос. Лебяжье, Ленинградская область
Лебедь-кликун

фото: Дерен шведский - растение из красной книги ленинградской области
Дерен шведский - растение из Красной книги


Информация с сайта «Особо охраняемые природные территории России»
http://oopt.aari.ru/oopt/Поляна-Бианки
фото с сайта
ru.wikipedia.org

Район: Ломоносовский район
Как добраться
на машине: Шоссе А-121 на Сосновый Бор, до пос. Лебяжье
на обществ. транспорте: Метро «Автово», авт. 401; метро «Парнас» авт.№402, - на Сосновый Бор до ост. Красная Горка (интервал отправл. 20 мин., в пути 1ч 10 мин)