Путешествие пешком
доставляет удовольствие!
Главная / Ленинградская область  / Выборгский район

Форт Ино и берег Финского залива, гавань форта Ино (пешеходный маршрут)

Начало маршрута - Приморское шоссе, 21 км от Зеленогорска
Протяженность - 9 км   Карта

Пешеходный маршрут по территории расположения бывшей Морской крепости Императора Петра Великого - форта Ино. Сооружения форта частично сохранились и доступны для осмотра любителями военной истории и фортификации. Форт Ино, бассейн для подводных лодок - их развалины еще хранят боевую энергетику этих мест.
Контраст им составляет сдержанность и умиротворенность пейзажей побережья финского залива.

Маршрут  Наверх

фото: развалины самой большой пушечной батареи форта Ино
Развалины самой большой пушечной батареи форта Ино
Маршрут начинается от автобусной остановки "21 км" Приморского шоссе возле пос. Приветнинское.

По улице поселка, а затем по лесной грунтовой дороге в сосновом лесу идем до сооружений форта.

Форт Ино (Николаевский) был построен в начале прошлого века одновременно с другим, парным ему фортом Красная Горка. Эти два форта, находящиеся напротив друг друга на противоположных берегах Финского залива, должны были простреливать всю его акваторию, не допуская флот предполагаемого противника - Германской империи к Санкт-Петербургу.

Форт Ино включал в себя наземные укрепления, наблюдательные пункты, батареи крупнокалиберных орудий, а также целый подземный городок, который по проекту должен был выдерживать обстрел снарядами корабельной артиллерии. К 1916 году состав гарнизона обслуживания составлял 5 тыс. человек.
фото: Форт Ино - крыша подземных укреплений
Крыша подземных укреплений

В строительство форта были вложены значительные силы и средства, но в боевой готовности ему было суждено пробыть лишь несколько месяцев. В результате событий 1917 года гарнизон был распущен, сооружения форта взорваны. Но построено было все столь капитально, что до сих пор многие что уцелело, и боевая энергетика несомненно присутствует в заросших мхом покореженных бетонных плитах.

Чуть дальше на север от укреплений форта Ино находятся остатки стратегического объекта более позднего времени - гидродинамической лаборатории по испытанию ходовых характеристик подводных лодок. Полигон работал с 1969 до 1990 года.
фото: Форт Ино - Бассейн для подводной лодки
Полигон рядом с фортом Ино - бассейн для подводной лодки

Можно увидеть огромную бетонированную чашу открытого бассейна глубиной 8 метров, когда-то имевшего сложную аппаратуру для спуска-подъема моделей боевых подводных лодок, генерации волн, с имитацией прибрежной отмели.

Сохранилось и пугает грандиозными размерами и запустением помещение закрытого бассейна; еще какие-то технические строения, а также дорожки, когда-то бетонированные, плац для построения личного состава с флагштоком... В общем, место, дающее простор воображению.

Неподалеку разместился современный аттракцион "аэротруба" - приспособление, позволяющее человеку имитировать свободный полет в плотной вертикальной струе воздуха. Удовольствие не из дешевых. Когда он работает, то шум слышен за пол-километра.

фото: Форт Ино - берег залива, тишина
Форт Ино. Берег финского залива. Тишина
фото: детская площадка на берегу залива
Детская спортивная площадка на берегу Финского залива
Налазавшись по разнообразным техногенным объектам, выходим наконец на берег Финского залива.

Неширокий в этом месте песчаный пляж с большими валунами, по контрасту с предыдущим сдержанная северная природа производит впечатление нетронутости и покоя.

Рядом с берегом на укрытой от ветра полянке имеется симпатичное местечко для отдыха с лавочками и вот такой забавной лазалкой для детей



Фотографии  Наверх
фото: Развалины форта Ино. Бывшая башенная батарея.
Развалины форта Ино. Бывшая башенная батарея.
фото: Основание орудийной башни
Основание орудийной башни
фото: Форт Ино. Фрагмент укрытия
Форт Ино. Фрагмент укрытия
фото: На страже!
На страже!
фото: Остатки гидродинамической лаборатории: бассейн глубиной 8 м для испытания макетов подводных лодок
Остатки гидродинамической лаборатории: бассейн глубиной 8 м для испытания макетов подводных лодок
фото: Детали бассейна - место cпуска лодок?
Детали бассейна - место cпуска лодок?
фото:
фото: Загадочное оборудование комплекса
Загадочное оборудование комплекса
фото: Берег Финского залива возле пос. Приветнинское
Берег Финского залива возле пос. Приветнинское
фото: Наш вклад в пошатнувшуюся боевую мощь :)
Наш вклад в пошатнувшуюся боевую мощь :)
фото: Интересная лазалка для детей на берегу Финского залива. Осталась, видимо, еще с советских времен
Интересная лазалка для детей на берегу Финского залива. Осталась, видимо, еще с советских времен

История  Наверх

Очень Странное место

Участок побережья финского залива в районе поселка Ино за относительно короткое время пережил несколько волн бурных исторических событий. Каждая из них оставляла на этой земле свои свидетельства в виде развалин разного рода инженерных сооружений.
Потрясает количество энергии, вложеннае в воплощение очередной идеи, и фантастически быстрое разрушение уже созданного - во имя новых целей.


В XVII веке поместье Ино находилось на шведской земле; затем, в результате Северной войны Петра I, территория перешла к России.

Население было не многочисленно, уклад жизни неспешен и традиционен - до тех пор, пока в 1870 году мимо поселка Ино не прошла железная дорога из Финляндии в Петербург.

Транспортная доступность породила "дачный бум", когда в конце XIX века побережье финского залива стало модным и респектабельным дачным местом. Окрестности деревни Ино буквально за 10 лет были застроены роскошными виллами в окружении прекрасные парков, тут отдыхали и творили музыканты и художники, в частности, русский живописец Серов жил тут 1900 по 1911 г., тут он написал известную картину «Похищение Европы».

фото: Открытая морская батарея с 152-мм орудием Канэ на деревянной платформе
Открытая морская батарея с 152-мм орудием Канэ на деревянной платформе. 1916—1917 гг.
http://late-spy.by.ru/m_cannons.htm
Однако в начале прошлого века, в преддверии I мировой войны, понадобилось укрепить боеготовность страны. На месте деревни Ино решено было строить форт Ино, первый проект был утвержден в 1909 году. Форт Ино, вместе с парным ему фортом Красная горка на противоположной стороне залива, должен был оборонять морские подступы к Петербургу.

Виллы поменяли своих хозяев.

За 3 года на месте изысканных дач и романтических парков появились бетонированные основания боевых батарей, железобетонные убежища-казармы орудийных расчетов, прокопаны форватеры к гавани форта, проложена железная дорога от гавани к орудиям и вдоль них, до Кронштадта по дну залива проложен кабель связи.

фото: Береговые батареи, и не только они, между Ино и м.Флотский
Береговые батареи между Ино и м.Флотский
© А.Павлов, А.Шварев

http://www.aroundspb.ru/guide/northwest/berbat/berbat.php
При строительстве форта использовались последние достижения военной инженерии тех лет, многие специалисты вложили в него свои знания, энтузиазм и патриотизм.
К началу 1917 года форт Ино обрел полную боеготовность.

Но очень короткий срок, меньше года, форт находился в штатном состоянии. В результате революции 1917 года старая армия вынуждена была его покинуть, а в мае 1918 г. форт Ино был взорван, чтобы не достаться Финляндии.

В результате зимней войны 1939-40 г.г. территория вновь стала советской. В 1969 г недалеко от форта Ино была построен новый военный объект - гидродинамическая лаборатория по изучению ходовых качеств подводных лодок. Объект просуществовал до 1990-х годов, бетонные чаши бассейнов и заброшенные корпуса военного НИИ видны до сих пор.

Маршруты рядом:
Район: Выборгский район
Как добраться
на машине: Приморское шоссе, 21 км от Зеленогорска, после пос. Приветненское
на обществ. транспорте: электричка до ж\д вокзала «Зеленогорск» , затем автобус 213,420, 483, маршрутка 305 ост. "21 км"